Онежские петроглифы

Онежские петроглифы представляют собой наскальные изображения, которые были обнаружены в начале ХХ века и  являются одной из самых значимых и загадочных археологических находок, связанных с искусством древних цивилизаций.

По мнению ученых, эти наскальные рисунки высечены на камнях вдоль берегов Онежского озера в период неолита.  

Онежские петроглифы включают в себя изображения сцен охоты, ритуальные танцы, сцены боя, а также изображения птиц и таких животных, как лоси, олени, змеи. 

Онежские петроглифы представляют собой бесценный источник знаний о культуре древних народов, населявших Северную Европу. Эти изображения дают представление о том, какие животные были распространены в этом регионе, какие инструменты использовались для охоты, какие социальные и ритуальные практики существовали в то время. Эти наскальные рисунки также помогают ученым понять миграционные пути древних людей и их взаимодействие с окружающей средой. 

Петроглифы признаны объектами культурного наследия ЮНЕСКО, что лишний раз говорит об их высокой значимости в изучении древней истории. Встретить эти наскальные рисунки можно в том числе в коллекции Эрмитажа.   

История открытия Онежских петроглифов

Онежские петроглифы, обнаруженные на скалах вдоль берегов Онежского озера в Карелии, являются одним из самых значительных археологических открытий в России. Открытие карельских петроглифов тесно связано с именами ученых, которые внесли неоценимый вклад в изучение древней истории региона и всей страны. 

Хотя местные жители знали о наличии странных наскальных рисунков вдоль Онежского озера, научное открытие карельских петроглифов произошло значительно позже. 

Первые упоминания и исследования онежских петроглифов начались в начале XX века. В 1926 году карельский учёный Константин Дерюгин в ходе своих экспедиций по изучению флоры и фауны обратил внимание на изображения, высеченные на прибрежных скалах, и осознал их историческую значимость.

Основополагающим этапом в изучении петроглифов Онежского озера стали работы Виктора Равдона, археолога и исследователя, который начал систематические раскопки и изучение петроглифов Карелии в 1930-х годах. Виктор Равдон считается одним из основателей научного подхода к изучению древних наскальных рисунков в Советском Союзе. Его работы помогли определить возраст петроглифов. По мнению ученого, эти наскальные рисунки, найденные у берегов Онежского озера, были созданы около 4-5 тысяч лет назад

В послевоенные годы исследования онежских петроглифов продолжил Юрий Филинов, который значительно расширил географию исследований и внес новые данные о технике выполнения древних рисунков. Юрий Филинов и его коллеги провели масштабное картографирование и документирование рисунков наскального искусства первобытных людей, что позволило более детально изучить и интерпретировать древние изображения.

С развитием технологий и методов археологических исследований в XXI веке изучение петроглифов вошло в новую фазу. Применение современных методов, таких как лазерное сканирование и детальная фотография, позволило получить более точные изображения и даже открыть ранее неизвестные рисунки. 

Отдельно следует сказать о Карельском научном центре Российской академии наук, основанном в 1949 году. Карельский научный центр играет важную роль в изучении и сохранении Беломорских петроглифов, проводя археологические раскопки, исследования и разработку методов консервации этих древних изображений. 

В научном центре применяются различные методы исследования петроглифов, среди которых 3D-моделирование и спектральный анализ.  

В краеведческих музеях Карелии также проводятся научные исследования. Посетителям предлагают уникальную возможность увидеть копии петроглифов, узнать о методах их исследования и консервации. 

Описание и особенности Онежских петроглифов

Онежские петроглифы, найденные в республике Карелия, выполнены на гладких плоскостях каменных плит и валунов, которые хорошо видны на очень низком уровне воды. Их размер насчитывает от нескольких сантиметров до нескольких метров. Самые крупные из них достигают трех-четырех метров.  Изображения высечены или выбиты на камне, причем глубина и четкость линий варьируются, что, возможно, указывает на различные периоды создания и использование разных инструментов. 

Большинство изображений, обнаруженных по берегу Онежского озера, чаще всего описывают животных, которые были важной частью жизни древних людей, включая лосей, оленей, выдр, морских зверей, птиц и змей. 

Среди этой группы наскальных рисунков можно встретить много изображений лебедей. Фигуры лебедей на петроглифах Онежского озера изображены с великолепной детализацией и элегантностью, что свидетельствует о высоком уровне художественного мастерства их создателей. Фигуры лебедей выполнены в различных позах и размерах, но все они передают чувство грации и спокойствия. Некоторые изображения показывают птиц в полете, другие — плавающими по воде.

Лебеди традиционно ассоциируются с многими культурами мира как символы чистоты, света, любви и верности. В контексте древних петроглифов лебеди могли символизировать также переходные состояния души, связь между земным и потусторонним мирами. Эти изображения могли использоваться в ритуалах, связанных с водной стихией, что подчеркивает священное значение Онежского озера в жизни древних людей.

Также присутствуют сцены охоты и ритуальные танцы, что подчеркивает ритуальное значение этих мест. Некоторые петроглифы изображают мифологических существ и абстрактные символы, интерпретация которых остается предметом научных споров.

Изображения на петроглифах, выполненные древними людьми, отличаются выразительностью и динамикой. Линии выбиты уверенно и четко, что свидетельствует о высоком уровне мастерства создателей. Некоторые фигуры выполнены с использованием техники контурного рисунка, другие — с более сложной проработкой деталей, что позволяет достичь большей реалистичности и выразительности.

Онежские петроглифы не только являются искусством, но и важным источником информации об идеологии, мировоззрении и социальной структуре древних обществ. Они позволяют ученым лучше понять, как древние люди взаимодействовали с природой, какие у них были верования и какие социальные практики существовали.

Значение и интерпретация Онежских петроглифов

Онежские петроглифы являются важным и одним из главных источников информации о древней истории и культуре, способном ответить на многие вопросы о людях, населявших когда-то эти места. Они отражают взгляды, верования и повседневную жизнь древних обществ, их связь с природой и космосом. Онежские наскальные рисунки служат доказательством высокого уровня художественного и символического мышления народов, живших на данной территории в неолитическую эпоху.

Изображения на петроглифах варьируются от простых животных и человеческих фигур до сложных сцен охоты, крестов и ритуальных танцев. Особенно часто можно найти изображения лосей, оленей, лодок, солнца, луны, неба и различных мифологических существ, что указывает на значимость этих элементов в жизни древних людей.

Лунарные знаки на Онежских петроглифах представляют собой изображения, которые могут интерпретироваться как символы луны и её фазы. Эти знаки часто изображены в виде серпов, половины круга или кругов, что может символизировать новолуние и полнолуние. Наличие таких знаков, по мнению некоторых авторов научных материалов и статей,  свидетельствует о глубоких знаниях древних людей в области наблюдения за небесными телами и явлениями.

Луна играла важную роль в жизни древних культур, включая календарное планирование, сельское хозяйство и ритуальные практики. Лунарные циклы помогали определять время для посева и уборки урожая, а также для проведения различных церемоний и праздников. Возможно, лунарные знаки на петроглифах использовались для отметки важных астрономических событий или как часть религиозного календаря.

Солярные и лунарные изображения принято относить к более ранней части петроглифов. 

Многие ученые считают, что в то время петроглифы могли использоваться в религиозных или шаманистических ритуалах. Изображения солнца, животных и мифологических существ могут символизировать просьбы о благополучии, удачной охоте или благодарность за урожай. Эти символы могут также отражать мифологические представления о структуре мира и его элементах.

Петроглифы могли служить средством коммуникации между различными группами населения этого региона. Также, по версии ученых, рисунки использовались для обозначения территорий, путей миграции или названия и обозначения важных мест сбора. Также возможно, что они служили образовательным инструментом, передавая знания и традиции младшим поколениям. 

Места, где можно увидеть Онежские петроглифы

Одно из наиболее известных и доступных мест для изучения Онежских петроглифов — это Бесов Нос. Расположенный на восточном берегу Онежского озера примерно в 1,8 км от устья реки Черна, этот археологический комплекс включает в себя более 1200 изображений, которые датируются периодом с 4 до 2 тысячелетия до нашей эры. Здесь, на восточном побережье, среди древних рисунков можно увидеть изображения людей, животных, мифических существ и символических знаков. На Мысе Бесов нос в некоторых местах поверх земли выложены деревянные настилы, которые позволяют туристам рассматривать петроглифы, не нанося им вреда. 

Второе важное место для посещения — Пери Нос. На этом участке находятся сотни наскальных рисунков, многие из которых отличаются высокой степенью детализации. Мыс Пери Нос менее известен и посещаем, чем Бесов Нос, что делает его идеальным выбором для тех, кто предпочитает более уединенное путешествие.

Также на восточном берегу Онежского озера, немного южнее от Мыса Бесов Нос, располагается мыс Кладовец, добравшись куда можно найти интересную группу петроглифов. 

Полуостров Кочковнаволок, расположенный на севере Карелии, является одним из самых живописных и малоизученных мест региона. Этот полуостров изобилует редкой флорой и фауной, а его удаленное расположение делает его идеальным местом для любителей экотуризма и приключений. Маршруты по полуострову предлагают уникальную возможность насладиться нетронутой природой и тишиной. У устья реки Водла, рядом с поселком Шальским, можно найти северное скопление петроглифов.  

Посёлок Шальский, хоть и небольшой, но играет важную роль в культурной жизни Карелии. Расположенный вблизи национального парка и реки Чёрной, Шальский служит отправной точкой для многих экспедиций и исследований. В посёлке также проводятся фестивали и мероприятия, которые позволяют гостям погрузиться в местные традиции и узнать больше о культуре Карелии и ее древних памятниках.

В районе острова Гурий также можно обнаружить эти древние достопримечательности.   

Беломорские петроглифы и восточный берег Онежского озера — это два ярких примера того, как история и природа переплетаются в Карелии, создавая уникальную атмосферу для путешествий и открытий. Эти места не только привлекают туристов своей красотой и таинственностью, но и дают возможность глубже понять историю и культуру этого удивительного региона. Путешествие сюда обещает быть полным открытий и вдохновения, ведь каждый камень и каждое дерево здесь хранят свои секреты, ждущие, чтобы их раскрыли.

Сохранение и защита Онежских петроглифов

Включение Онежских петроглифов в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО подчеркивает их глобальное значение и необходимость сохранения для будущих поколений. 

Основные угрозы для Онежских петроглифов включают природные процессы, такие как эрозия и воздействие климатических изменений, а также человеческая деятельность, включая несанкционированный туризм и вандализм. Эти факторы могут привести к необратимым повреждениям этих объектов культурного наследия.

Признание Онежских петроглифов объектом всемирного наследия ЮНЕСКО обеспечивает международное внимание и поддержку, что способствует привлечению финансирования и экспертизы для их сохранения. Это также помогает усилить законодательные меры по охране петроглифов.

Почему стоит обратить внимание на это культурное наследие

Карелия, регион на северо-западе России, известный своими живописными ландшафтами, богатой историей и культурным наследием. Одними из самых значимых исторических объектов этой местности являются Беломорские петроглифы и Муромский монастырь — уникальные страницы российской истории, открывающие духовное и культурное разнообразие региона. Монахи Муромского монастыря играют ключевую роль в сохранении и интерпретации исторического и культурного наследия региона. 

Беломорские петроглифы — одно из самых значительных собраний древних наскальных изображений в Европе. Эти уникальные артефакты оставлены древними народами, проживавшими вдоль побережья Белого моря. Они не только являются ценным историческим наследием, но и открывают уникальное окно в духовную жизнь и культурные традиции древности. 

Для туристов, интересующихся историей и археологией, посещение беломорских петроглифов может стать незабываемым опытом. Город Петрозаводск и весь регион Карелии предлагают не только возможность увидеть петроглифы, но и насладиться красотой северной природы, густыми лесами, чистыми реками, живописными старыми деревнями и озерами национальных парков

Вне всяких сомнений, поездка в Карелию с возможностью воочию наблюдать эти древние наскальные рисунки и с головой погрузиться в красоту первозданной природы, подарит вам множество приятных воспоминаний и удивительных открытий.