Поездка на Рускеальском экспрессе с настоящим паровозом — это половина удовольствия от посещения Рускеалы! Рускеальский экспресс бывает двух видов: обычный (6 ретро-вагонов, остальные стандартные купе) и ретро (6 ретро-вагонов, царский вагон-ресторан и проводники в исторической одежде). Билеты лучше покупать заранее (желающих много), но нам повезло и в парк мы ехали на обычном поезде в 10:00, а обратно на ретро-поезде в 17:00.

На вокзал мы пришли заранее и сразу отправились в вагон-ресторан (всем хороша Сортавала, а хорошую кофейню мы здесь пока не нашли). В вагон-ресторан тоже продают билеты, в которые включен завтрак, но часть мест оставлены для неожиданно оголодавших как мы. Готовят вкусно и кофе хороший, так что на обратном пути мы тоже решили зайти в вагон-ресторан.

Мраморное месторождение в Рускеале начали разрабатывать в 1766 году. 

Мрамор использовали для строительства Исаакиевского и Казанского собора, Эрмитажа, Мраморного дворца и Михайловского замка, карельский мрамор также можно увидеть в Гатчине и Царском селе. После 1917 года, когда территория Рускеалы вошла в состав Финляндии, добычу мрамора продолжили, но для других целей. Из нее получали известь. На территории парка остались трубы известковых печей. В советское время мрамор из Рускеалы использовали, например, в Ленинграде для отделки станций метро «Ладожская» и «Приморская». 

К концу ХХ века карьер перестали использовать, потому что производить известь из мрамора было дорого, а для строительства он больше не годился. На карьере мрамор добывали буровзрывным способом и повредили месторождение, в результате теперь мрамор покрыт микротрещинами. Карьер закрыли, хотя его потенциал не использован и наполовину.

В 2005 году на месте заброшенного месторождения начали строить горный парк Рускеала. 

Мы сразу решили, что экскурсии брать не будем, просто погуляем по парку. Для начала пошли к затопленному Мраморному карьеру. Исключительно красивое место, вокруг которого сосредоточена половина активностей парка:

— экскурсии Мраморный каньон и Дорогой горных мастеров;

— водная прогулка на платформе;

— троллей (зип-лайн) — туристы пролетают над водой и очень оживляют пейзаж;

— тарзанка. 

Сложно сказать с какой стороны каньон лучше, со всех сторон красив! На (условно) высоком берегу каньона находится гора Белая. У нас получилось забавно: мы туда дошли и стали спрашивать — как пройти на гору. Нам говорят — вот она! А мы не опознали. Большая часть туристов развлекается внизу, складывая пирамидки из мрамора, но наверху все гораздо интереснее! Там мраморные скульптуры и даже лица, вырезанные на мраморной стене. 

На другой стороне каньона (по отношению к ближайшей от ж/д станции и парковки) находятся сувенирные магазины и кафе. Мне больше всего понравились небольшие магнитики из мрамора. 

Сверху можно посмотреть на несколько объектов подземной Рускеалы, где водят экскурсии: ствол шахты № 2 и подземное озеро. Выглядит интересно. 

Итальянский карьер произвел на нас впечатление не мраморными стенами, а большим количеством уток. Им, похоже, нравится плавать в классическом интерьере.

А потом мы решили пойти посмотреть на озеро Светлое … зря … подходы к нему сейчас перегорожены стройкой, так что другие туристы просто ломанулись через кусты (не знаю, насколько успешно), а мы обошли заграждение на дороге и пошли в обход. В результате прогулялись далеко туда и столько же обратно, а ничего особо интересного там сейчас нет. 

После озера мы поняли, что силы закончились и пошли на станцию. Решили поесть там в кафе Рускеальский экспресс (там стоит отдельный вагон ресторан) и совсем зря. Это просто ужас-ужас! Лучше поесть в кафе на территории парка или уже потом в поезде. 

Интересно, что на станции сделан разворотный круг — паровоз на него заезжает с одного пути, потом его поворачивают и выпускают уже на другой. Жалко, что мы не посмотрели на разворот, когда приехали. 

На обратном пути мы не стали изменять традиции и ехали в вагоне-ресторане. В ретро-поезде это не просто вагон, а царский вагон с пышным интерьером и живой музыкой. И при этом пластиковые тарелки и приборы! Утром таких проблем не было … зато бокалы и рюмки стеклянные. А еще к горячему блюду наливают водку или настойку, так что ехать становится гораздо веселее. Нам повезло, что мы пришли одни из первых и заняли столик, потому что желающих было полно. 

РЖД нужно это внимательно обдумать и сделать в Рускеальском экспрессе по два вагона-ресторана.